Повышение налогов может сдерживать экономический рост

17 марта, 2020

Планируемое повышение налогов в России может привести к более медленным темпам экономического роста и снижению способности российских компаний конкурировать, говорят эксперты из Института Центра развития НИУ ВШЭ в последнем выпуске Комментариев о государстве и бизнесе.

В течение следующих нескольких лет Россия может ожидать новый раунд налоговой реформы. Минфин России планирует вернуться к практике сбора регионального налога с продаж, начиная с 2015 года. Еще через год ставка национального страхового взноса на высокую заработную плату может возрасти, чтобы покрыть Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в 2019 году налог на добавленную стоимость и подоходный налог с населения может возрасти. Эксперты из Института центра развития НИУ ВШЭ проанализировали, как повышение налогов повлияет на показатели налоговой нагрузки.

Налоговая нагрузка рассчитана в таблице 1 на основе налоговых и неналоговых доходов российской бюджетной системы в 2011-2013 гг. Чтобы оценить бремя налогообложения в России, российские цифры сравниваются с аналогичными данными из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Средние данные о налоговом бремени в странах ОЭСР в настоящее время доступны за 2011 год. Такие данные показывают, что налоговое бремя России в 2011 году было выше, чем средние значения для стран ОЭСР, и сопоставимо с налоговым бременем ряда стран Центральной и Западной Европы, таких как Чехия, Германия, Исландия, Словения и Великобритания.

В некоторых развитых европейских странах, в частности в Скандинавии, налоговая нагрузка была заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы — Польши, Испании и Португалии — налоговая нагрузка была ниже. Наконец, в странах тихоокеанского региона и странах ОЭСР он был существенно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны — США, Австралия и Канада — так и развивающиеся, такие как Мексика, Чили и Турция. В Турции, например, налоговая нагрузка составляет около 10 процентных пунктов ниже, чем в России, в то время как в Мексике, это практически в два раза ниже.

В 2011-2013 гг. Уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно на фоне заметных структурных изменений. В 2013 году по сравнению с 2011 годом доля налога на прибыль в ВВП значительно снизилась почти на процентный пункт. Экономическая стагнация привела к увеличению числа убыточных предприятий. Снижение было отмечено в структуре общего налогового бремени для доли НДС и доходов от налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов.

Уровень налоговой нагрузки в стране распределяется неравномерно по секторам экономики. Например, значительно выше в нефтегазовом секторе. Кроме того, по оценкам экспертов, налоговая нагрузка в не нефтяном и газовом секторах экономики составила около 29% ВВП в 2011-2013 годах.

Бюджетная нагрузка вырастет на 1,7%, когда будут проведены налоговые нововведения Минфина. В условиях 2013 года налоговая нагрузка составила бы 37,5%, если эта цифра рассчитывается с использованием «традиционных» методов. Если планы по внедрению налога с продаж отменяются, а предел становится ничем иным, как повышенным НДС, то налоговая нагрузка увеличится всего на 0,6%.

По мнению экспертов, повышение налогов приведет к замедлению темпов экономического роста, а также к снижению конкурентоспособности экономики. С другой стороны, более высокие налоги позволяют стране снизить дефицит бюджета и увеличить расходы или, по крайней мере, отказаться от утомительных и безнадежных мер по повышению эффективности расходов.